|
|
Итак, к началу 16 столетия влияние дворянства в Шотландии не только не
уменьшилось, но и весьма усилилось, и этому способствовало то, что и
король, и духовенство уронило себя в общественном мнении, затеяв войну,
имевшую такой бесславный исход. Дворянская партия еще более была
подкреплена присоединением к ней изгнанников, вернувшихся из Англии. Так
в начале 1543 года в Шотландию возвратились Дуглас и вождь еще одного
могущественного рода, граф Ангус. За ними вскоре последовали и другие
дворяне, из которых многие выдавали себя за истовых протестантов, хотя,
как стало ясно впоследствии, их протестантизм был внушен им не любовью к
истине, а любовью к грабежам и жаждой мщения. Король Яков V,не
перенесший позора поражения, к тому времени скончался, оставив престол
своей малолетней дочери Марии, а регентом назначив кардинала Биттона,
человека абсолютно беспринципного, однако, дальновидного и
мужественного. Но дворянской партии удалось сместить и арестовать его и
почти немедленно после смерти короля забрать и законодательную, и
исполнительную власть в свои руки. Едва дворянство достигло этого
перевеса, как тотчас же перессорилось между собой. Решив ограбить
церковь, грабители никак не могли договориться о том, как будут делить
награбленное.
И здесь на первый план выходит фигура Джона Нокса.
Этот человек, как говорят, удивительно соответствовал духу времени и
потому ему суждено было сделаться одной из самых заметных личностей
своей, мягко говоря, беспокойной эпохи. Он был абсолютно неустрашим и
патологически неподкупен, и всю свою жизнь с потрясающим рвением
отстаивал то, в чем видел и истину, и высшую цель. При этом он, как
истинный сын своего времени и своего народа, был суров, груб и
непреклонен, нечувствителен и к собственному, и к чужому страданию и
мастерски обращал горе в шутку, упражняя над ним грубый и неистощимый
юмор. Властолюбие его было совершенно безудержным, и он, ни на секунду
не задумываясь, сметал с пути все, что казалось ему препятствием для
его дальнейших устремлений.
В 1545 году Нокс встал во главе дворянского заговора с целью умертвить
архиепископа Биттона - самого могущественного и беззастенчивого из своих
противников. Прошел целый год, прежде чем им удалось осуществить свое
намерение. Только в мае 1545 года один из заговорщиков, молодой барон
Лесли, ворвался с несколькими из своих сподвижников в Сент-Эндрюсский
замок и убил архиепископа. Нокс тотчас прибыл в замок и, хотя лично не
участвовал в убийстве, но приготовился разделить с заговорщиками их
судьбу. Надо сказать, что он добился. чего хотел - замок был осажден и
взят сторонниками юной королевы, а Нокса отправили на галеры, откуда ему
удалось освободиться лишь в 1549 году.
Следующие несколько лет Нокс провел в Англии, выжидая время и собирая
силы. К тому времени католическая партия в Шотландии отчаянно пыталось
взять власть в свои руки, призвав на помощь французов. Уже одна эта мера
обеспечила ей непопулярность среди населения. Поэтому когда в 1559 году
Нокс вернулся в Шотландию, его проповеди имели там потрясающий успех. В
Перте и близлежащих городах народ немедленно кинулся грабить церкви и
жечь монастыри. Попытки королевы собрать войска против мятежников, в
общем, успехом не увенчались, и 29 июня 1545 года протестанты
торжественно вступили в столицу. На огромном по численности народном
собрании королева-правительница была торжественно устранена от
управления на том основании, что она шла против "славы Всевышнего,
против свободы королевства и против благосостояния своего народа".
Полный успех этой относительно бескровной революции и скорость, с
которой она победила, были поистине удивительными. Нетрудно заметить,
что сама по себе борьба между правителями в союзе с церковью и
дворянством была вполне обычным явлением для той эпохи. Достаточно
вспомнить Людовика XIII вкупе с Ришелье - ныне, стараниями Дюма, они
воспринимаются этакой водевильной парочкой, но в реальности все было
иначе. И именно победа короля в этой борьбе и породила печально
знаменитый французский абсолютизм - читай "тиранию"- и "короля-солнце" с
его безграничным самодурством и последующую чудовищную по своей
жестокости революцию...и то, что пресловутый "демократический дух"
по-прежнему во Франции вполне условен, и президент там нередко мало
отличается от самодержца. Да что далеко ходить за примерами - победа
Иоанна Грозного над непокорными боярами хотя и декларируется историками
как "прогрессивная тенденция", но последствия этой прогрессивности мы -
увы - ощущаем на собственной шкуре до сих пор.
Не то было в Шотландии. Этот в высшей степени упрямый и свободолюбивый
народ не дал победить в своей стране пресловутой "самодержавности".
Церковь, тысячелетний институт, также рухнула и в одночасье развалилась.
И многого ожидали от ее падения. Думали, что народ разом просветится, и
что царство суеверия падет само собой. Но..
|