|
|
Итак, мы уже говорили о том, что в 8 веке король скоттов Кеннет
МакАльпин завоевал восточную область Шотландии, где жили остатки
"коренного" племени пиктов. Собственно, то,что пикты являются якобы
исконным народом древней Шотландии - в значительной степени историческая
условность, принятая многими учеными, что называется, по умолчанию - а
многими и не принятая вовсе. Кто такие пикты, сторго говоря, не знает
никто. По мнению Тацита, основанному исключительно на чисто внешнем
сходстве, пикты были народом германского происхождения, большинство
современных ученых по традиции считает их кельтами, но уже в начале 20
века были высказаны небезосновательные предположения, что это вообще
народ неиндоевропейского происхождения. Во всяком случае, по скудным
археологическим данным и обломкам древнего языка пресловутых "пиктов",
сохранившемся по сей день в шотландском (гэльском) языке, можно сделать
вывод, что это был народ, весьма мало напоминавший кельтов и германцев.
тем не менее название "пикты" до сих пор бытует в исторической
литературе, и мы, соответственно, будем им пользоваться.
Новое королевство, основанное МакАльпином, называлось сперва Альбан
(так, кстати, и называется Шотландия по-ирландски до сих пор). С 10 века
и лишь с конца 10 века стало входить в употребление слово Скоттия. В 945
году король Скоттов Малькольм в союзе с королем англо-саксов Эдмундом
разрушил королевство бриттов Алклайд и присоединил его северную часть к
своим владениям. Однако, полная ассимиляция между скоттами, пиктами и
бриттами произошла значительно позже. еще в 14 веке в Шотландии было
четыре разных языка - причем, не разные диалекты, а в полном смысле
языки разных языковых групп, и собственно шотландский гэльский, едва
образовавшись, тотчас стал повсеместно вытесняться английским.
С 5 века в Шотландию проникает христианство, которое постепенно
утверждается там - не столь безболезненно, как в Ирландии, но, в общем,
тоже относительно мирно. Особую роль в христианизации Шотландии в 8-9
веках сыграли ирландские монахи-миссионеры. самый известный креститель и
просветитель Шотландии этого периода - Святой Колум Килле (Колумба).
Выходец из знатного донегольского клана У Нейлов, он имел все права
претедовать на трон Верховного короля Ирландии, однако, добровольно
предпочел духовную карьеру политической. Личность яркая и страстная,
поэт, ученый и блестящий проповедник, он сыграл видную роль в истории
ирландской церкви, однако, будучи, чтона зывается. на гребне славы, он
внезапно оставил все и отправился миссионером в Шотландию, на Гебридские
острова. На одном из этих островов он и основал знаменитое Айонское
аббатство - центр христианизации Шотландии. говорят, его проповеди
производили на пиктов потрясающее впечатление (и это при том. что языку
пиктов он так и не выучился и все время вынужден был возить с собой
переводчика).
Немалую роль в просвещении Скоттии сыграл, как это не удивительно,
король Макбет. Да-да, тот самый, которого Шекспир представил в виде
отвратительного злодея, руководствуясь малодостоверной хроникой
Холиншеда. Макбет действительно сверг и убил короля Дункана, но, по
некоторым из источников, вовсе не зарезал его в спальне, пока тот спал,
а победил его в честном поединке. Правление его было достаточно
разумным, коме того, он основывал школы и принуждал своих "министров" и
советников, к их великому ужасу, изучать грамоту. Свергнувший его с
престола в 1056 году король Малькольм, как это ни удивительно, признал
заслуги короля, бывшего, по сути дела, убийцей его отца. Вообще
Малькольм III был одним из благороднейших и образованнейших правителей
своего времени. Он получил неплохое образование при английском дворе и
не раз с успехом отражал территориальные притязания Вильгельма
Завоевателя. Формально он принес Вильгельму присягу на верность, но по
сути это был лишь трюк, чтобы протянуть время и отвязаться от англичан.
Ему это удалось и в течении нескольких столетий "ленная зависимость"
Шотландии от Англии не имела никакого практического значения. Однако,
впоследствии именно этим договором и мотивировались претензии английских
королей на шотландские земли.
С конца 11 века в Шотландии появляются первые города. Они возникают как
торгово-ремесленные поселения вокруг крепостей и замков. Первыми,
согласно хроникам, были Эдинбург и Глазго. В это же время начинает
осуществляться королевская чеканка монет и появляются купеческие
гильдии. Но увы - это же самое время характеризуется ослаблением и без
того непрочной королевской власти. Последняя не всегда передавалась по
наследству, а частопереходила к преемнику из какого-либо знтного клана,
что давало массу поводов для усобиц.Показателем слабости власти было
долгое отсутствие в Шотландии столицы.Резиденция королей непрерывно
кочевала из одного города в другой. Короновались же они чаще всего в
Сконе - деревне на Севере страны, близ Перта. Советниками короля долгое
время была лишь высшая феодальная знать. Лишь в 1286 году был созван
первый совет, на который были приглашены несколько нетитулованных
зажиточных горожан, а также представители духовенства. Этот совет
некоторые историки называют первым парламентом Шотландии. Правда,
реальной власти этот парламент не имел и весьма мало способствовал
укреплению трона. К чему это в итоге привело - об этом мы уже говорили
подробно, рассказывая о событиях 13-14 столетий.
|